8 (8453) 54 13 51 eerkts@mail.ru

Разъяснение правовых оснований прямых расчетов (прямых договоров) и прямых платежей




В настоящее время ресурсоснабжающие организации (поставщики тепла, горячего водоснабжения, электроэнергии) выступают с инициативой заключения прямых договоров с гражданами, ТСЖ и ЖСК по начислению платы за коммунальные услуги «отопление», «горячее водоснабжение» непосредственно ресурсоснабжающими организациями, а также, в ряде случаев, перехода на непосредственные отношения с гражданами по жилому фонду управляющих компаний. Следует отметить, что в большинстве случаев для перехода на прямые договора между РСО и гражданами при наличии управляющей компании правовые основания отсутствуют.
Приводим исчерпывающий на настоящий момент перечень случаев, когда возможно заключение прямого договора между гражданами и ресурсоснабжающей организацией:
1. Заключение договора с собственником индивидуального жилого дома (часть 9 ст.155 ЖК РФ, подп. «в» п.17 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ от 06.05.2011 г. N354).
2. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае выбора общим собранием собственников непосредственного управления (часть 8 ст.155 ЖК РФ, подп. «а» п.17 Правил N354).
3. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если договоры управления собственников с ранее действующим исполнителем КУ (УО, ТСЖ, ЖСК) не действуют (истёк срок действия, расторгнуты по тем или иным причинам), а договор управления с иным исполнителем КУ не заключен (не выбран или не реализован способ управления, не выбрана организация, управляющая домом, либо выбрана с ещё не наступившей даты и т.п.) (подп. «б» п.17 Правил N354).
4. Заключение договоров с собственниками нежилых помещений МКД (п.18 Правил N354).
5. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если подтвержденная судом задолженность исполнителя коммунальных услуг (УК) перед РСО превысила стоимость потребления коммунального ресурса за три месяца (подп. «а» п.30 Правил N124).

 

Важным является и тот факт, что в ряде субъектов РФ (в частности в Пензенской обл.) в настоящее время уже существует практика привлечения ресурсоснабжающих организаций к административной ответственности Управлением федеральной антимонопольной службы в связи с самовольным расторжением РСО договоров на поставку ресурса управляющим организациям.
Ресурсоснабжающие организации (поставщики тепла, горячего водоснабжения, электроэнергии), осуществляя указанные выше действия, не оценивают сложившуюся ситуацию объективно, поскольку не располагают инструментами для осуществления контроля за количеством проживающих, показаниями индивидуальных и общедомовых приборов учета и их работоспособностью, изменением площадей жилых помещений, а также не имея соответствующего доступа не будут заниматься содержанием внутридомовых сетей.

 

Согласно изложенному следует учитывать, что заключение прямых договоров по начислению платы за коммунальные услуги «отопление», «горячее водоснабжение» по жилым фондам, обслуживаемым УК, ТСЖ, ЖСК, либо прямых договоров (переход на непосредственный расчет) ресурсоснабжающими организациями и гражданами-потребителями влечет за собой:
1. Отсутствие какого-либо контроля за начислением платы по коммунальным услугам «отопление», «горячее водоснабжение» со стороны УК, ТСЖ, ЖСК, и, в конечном счете, жителей.
2. Показания индивидуальных приборов учета (особенно в начале и в конце отопительного сезона) могут сознательно не учитываться, поскольку расчет платы по нормативу (именно в указанный период) является наиболее выгодным для ресурсоснабжающей организации.
3. Начисление платы за оказанные услуги с применением методик, отличающихся от установленных Постановлением Правительстве РФ № 354, в домах не оборудованных общедомовыми приборами учета потребления коммунального ресурса, а также в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета в периоды, когда данные приборы учета неисправны или находятся на поверке.
4. Начисление пени гражданам на основании расчета платы за коммунальные услуги, осуществленного по методике отличающейся от установленной Постановлением Правительстве РФ № 354., что, следовательно неоправданно увеличит объем коммунальных платежей.
5. Возложение сверхнормативного ОДН на граждан при наличии управляющей компании.



Другие новости из рубрики "Разъяснения":